Аниме форум и не только. ^^

Объявление

[реклама вместо картинки]
Get Your Own Player!


УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ! Пользователям будет приходить сгенерированный пароль на e-mail после регистрации. После входа пользователь может сменить его в своем профиле. УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ!!! Почти открылся новый аниме сайт форума http://aboutanime.do.am . Всё об аниме и не только.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аниме форум и не только. ^^ » Всё о Японии. » Катаны, вакидзаси, оружие самураев.


Катаны, вакидзаси, оружие самураев.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Катана (яп. 刀) — двуручный изогнутый японский меч длиной 95—120 см (сам клинок 68 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 303мм).

Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.

Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трёх см, толщина спинки — 5 мм, само лезвие затачивалось до остроты бритвы (например, об этом рассказано в фильме Nation Geographic "самурайский меч"). Рукоять обтягивают кожей ската или другим материалом, с тем чтобы она не скользила в руках. И оплетают шнуром. Существует много способов оплетки - больше десяти. Вес катаны 1—1,5 кг.[источник?] Режет очень твёрдые предметы, такие как металл, камень[источник?], однако техника фехтования ориентирована на поражение мягких тканей.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны, различается несколько десятков типов хамонов, обычно выглядит как волны на режущей кромке.

Самые древние катаны, сделанные мастером, также, как и ножны для катаны, украшались орнаментом и передавались из поколения в поколения как семейная реликвия. Особенно ценятся катаны, на которых есть Мэи — подпись с именем известного мастера и годом изготовления.

Толчок катаной катаны другого самурая, или столкновения ножнами (вот почему в Японии левосторонее движение - ножны при встрече самураев находятся на внежней стороне) считался смертельным оскорблением, за этим следовала схватка. Катана была дорогой, изготовлялось довольно долго и требовала много внимания. Особый этикет обрашения с катаной включал в себя такие моменты как поклон мечу, перед ношением. Тщательно выполнялся ритуал ухода за лезвием - очистка от загрязнений, смазывание маслом.

0

2

Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 61 см. Общая длина 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия (нику) вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ — двухъярусной деревянной подставке. Вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие — для нанесения неожиданного удара. Катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.

Также вакидзаси использовался для совершения ритуального самоубийства (сэппуку) — если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу — и для мелких повседневных дел.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. "Танто" должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, "вакидзаси" - от 41 до 60 см, "катана" - от 61 до 75 см, "таси" - от 76 до 95 см. "Hодати" традиционно имел клинок длиной 152 см и весил 4 кг.

0

3

Дайсё (яп. 大小, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — запасным и дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири. Обычай ношения двух мечей окончательно сложился в XVI веке.

Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали подле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать сёто или дайто по отдельности. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

0

4

Бокэн  — деревянный макет катаны, используемый в различных японских
боевых искусствах, в том числе айкидо, для тренировок.
Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто
их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо?льшей
плотности и веса.
Бокэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по
чему-либо, а также отражения атаки бокэном или дзё.
    Грамотно нанесённый бокэном удар по человеку может привести к смерти.
Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) часто
использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих
противников.
    В Японии к бокэнам относятся с большим уважением, практически как к
настоящему оружию. Скажем, при провозе бокэна в самолёте пассажир обязан
сдать его в багаж.
Другое название - бокуто (яп. — «деревянный меч»).
    Разновидности:
    - "мужской" (яп. данси бокэн), отличается относительно толстой рукоятью и
"лезвием", прямотой и толстой деревянной гардой.
    - "женский" (яп.  дзёси бокэн), наиболее часто используемый вариант.
Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой
гардой и с ножнами (например, в иайдо).
    - "тренировочный" (яп. субури бокэн), отличается утолщением со стороны
острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.

0

5

Дзё  — лёгкий, гладкий деревянный шест, длина (наиболее часто 127мм, так
же распространены 198 мм и 264 мм) зависит от вида боевого искусства,
толщина (24-30 мм) - от школы и личных предпочтений. Используется в
качестве оружия во многих японских боевых искусствах, так же есть отдельное
искусство владения дзё - дзёдзюцу (яп.  дзё:дзюцу — «искусство шеста»)
Дзё наносятся прямые тычковые удары (яп.  цуки), рубящие удары сверху
вниз (яп.  кэсагири), косые удары по корпусу и ногам противника (рубящие)
(яп.  ути), а также выполняются блокировки от ударов руками и другим оружием.
Грамотно нанесенный дзё удар может привести к смерти.

0

6

Танто  — традиционный японский нож или кинжал, с односторонним,
иногда обоюдоострым клинком и длиной от 15 до 30 см (менее одного сяку).
Иногда считается, что танто, вакидзаси и катана это фактически «один и тот же
меч разного размера». Танто отличается от двух других тем, что является в
основном колющим оружием, хотя может быть использован также и как
режущее. Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо
признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться
высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например,
знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто).
Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко
упало в период Синто («новых мечей») и танто этого периода довольно редки. В
период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и
производство выросло, однако качество их невысоко.
Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра
жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок,
назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в
ближнем бою.
    Танто использовались по большей части самураями. Женщины также носили
порой маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для
самозащиты. Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё. До XVI
столетия среди самураев было обычным носить тати и танто, а не катану и
вакидзаси.

    Танто с деревянным, пластиковым, а иногда с тупым металлическим клинком
применяется для тренировок в боевых искусствах:

0

7

Нагината  — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся
к острию длинным лезвием, имеет рукоять длиной около 2-х метров и лезвие
около 30 см. Является аналогом алебарды, но значительно более легкая. Первые
сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии
существовало 425 школ, где изучали технику боя нагината. Была излюбленным
оружием ямабуси, монахов-воинов. В мирное время нагината использовалась
женщинами для защиты своего жилища.
    Нагината известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием
подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять
длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у
самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали
нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого
лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с
односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в
ножнах или чехле.
    Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело
современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180
см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см).
Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и
металлическими поперечинами - прямыми или загнутыми кверху. Такие
поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования
вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного
самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но
обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.
Техника боя нагинатой требует очень хорошо разработанных кистей и запястий
для выполнения самых разнообразных рубящих и режущих движений.
Нагинатой можно описывать разнообразные круги и восьмерки, держа ее одной
рукой и периодически подхватывая другой в различных местах для усиления
удара; можно наносить фиксированные мощные удары, сходные по технике с
подобными ударами в классическом кэндо. Руки свободно скользят по древку, и
нагинатой можно выполнять выпускающие удары, активно перехватывать ее из
руки в руку и даже переводить на обратный хват, что делало ее особенно
эффективной в ближнем бою. Надо помнить, что нагината тяжелее копья, лезвие
ее больше, чем его наконечник, и поэтому в нагината-дзюцу большое внимание
уделяется "ха-гаэси" - искусству быстрого вращения и перехватов оружия,
позволяющему работать нагинатой с такой же скоростью, с какой работаю
копьем. Но несмотря на это, в позднем средневековье нагинату считали
оружием скорее оборонительным, чем наступательным (ведь японским копьем
тоже можно выполнять рубящие удары). Об этом, в частности, говорит и такой
выдающийся теоретик и практик воинских искусств, как Миямото Мусаси, в
своей "Книге пяти колец".
При этом активно использовался и второй конец, которым выполнялись и
тычки, и отбивы, и рубящие удары. Работая вторым концом, легко отвлечь
противника, пока он не раскроется, и ему можно будет нанести удар лезвием.
Подрубить человеку ноги этим оружием или перерезать горло не представляло
особого труда.
В Японии нагината была основным оружием, имеющим древко, и в раннее
средневековье она практически затмевала собой копье. Когда же последнее
все-таки стало основным древковым оружием, нагината осталась главным
оружием женщин из самурайских родов и любимым оружием буддийских
монахов-воинов "сохэй". Бэнкэй, один из легендарных героев японского эпоса и
первый соратник полководца Минамото Есицунэ, происходивший из
буддийских монахов, прекрасно владел этим видом оружия. Жены и дочери
самураев уделяли тренировке с нагинатой столько же времени, сколько их мужья
и братья мечу. Понятно, что женский вариант нагинаты был легче и короче.
Современная спортивная нагината, применяемая в нагината-до, происходящая
от этого варианта, имеет длину 195-210 см.
    Приблизительно в XV-XVI вв. в Японии появляется "нагамаки". Это оружие
было подобно ранним формам нагинаты и представляло собой древко длиной
90-120 см, на которое было насажено почти прямое лезвие длиной 90 см с
односторонней заточкой, которую имеют все виды японского оружия, за
исключением копья. Как и нагината, нагамки носился в чехле-ножнах. Древко
его, которое в данном случае правильнее было бы назвать рукоятью, могло
иметь такую же характерную обмотку, как рукоять самурайского меча. Этим
оружием вооружались обычно воины, стоящие в первых рядах пехоты,
"косившие" ими первые линии вражеского боевого порядка. Но оружие это было
не очень хорошо сбалансировано и употреблялось реже, особенно с появлением
огнестрельного оружия.
    Еще реже в Японии встречается "бисэнто", напоминающий китайские
"большие мечи" без дополнительных элементов. Он больше нагинаты, и
работают им достаточно широким хватом, используя оба конца и держа
ведущую руку недалеко от гарды. Более активно, чем при работе нагинатой, в
бою бисэнто применяется спинка клинка, которой выполняют не только отбивы
и отводы, но и надавливание и контролирование. Бисэнто отличается от
нагинаты и гораздо большим весом. Поэтому рубящие удары им в большой
степени проносные, чем фиксированные, и наносятся со значительно большим
размахом. Зато его удар может легко отрубить голову не только человеку, но и
лошади, что сделать нагинатой сложнее. Большой вес "играет" и при толчковых,
давящих ударах, когда большая масса оружия компенсирует невысокую скорость
удара в ближнем бою...

0

8

Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя
базировалась на совсем других принципах. Классическое японское копье не
гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным
дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и
все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в
своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия
могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования
ударов и отвода копий противника. Участок древка, непосредственно
прилегающий к лезвию, тоже может быть окован железом или иметь мощную
обмотку. Этой частью копья можно было парировать самурайский меч.
Конечно, речь идет не о прямом блоке, а об ударах по спинке или боковой
поверхности клинка.
    Любопытно, что в качестве древкового оружия № 1 копье стало фигурировать
в Японии достаточно поздно, с XV века. До того основным древковым оружием
там была нагината с длинным лезвием. Самые ранние виды японских копий
назывались хоко и имели ромбовидный наконечник длиной 25 см, который мог
снабжаться дополнительным крюком, загнутым вниз. Одновременно с этим
видом копий существовало "ручное копье" (яп. тэ боко), представляющее собой
длинное прямое обоюдоострое лезвие на примерно тридцатисантиметровой
рукояти. Таким копьем в ближнем бою можно было и колоть (причем не только
по прямой, но и сверху вниз и снизу вверх), и рубить. В период Камакура (XII -
XIII вв.) копье приобрело уже свою нормальную длину, являясь единственным
японским оружием, имеющим обоюдоострую заточку. Таких копий было очень
много. С этого времени их стали называть термином "яри".
    Длина стандартного японского копья 180-240 см, из которых от 15 до 90
приходится на лезвие. В отличие от нагинаты, древко имеет круглое, а не
овальное, сечение. Наконечник имеет по всей длине одинаковую ширину и, как
мы уже говорили, двухстороннюю заточку. Заканчивается он кинжалообразным
острием. Некоторые типы копий, используемые, в основном, не столько
самураями, сколько их слугами, могли иметь одностороннюю заточку (яп. кикути
яри) или лезвие, напоминающее вытянутый равнобедренный треугольник (яп.
тэ яри). Длина их была, соответственно, 1,8 и 2,1 м.
    Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри
(со яри) и очень широко использовалось, особенно в течение XV в. Столь же
было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием,
загибающимся вверх. Катакама яри - любимое оружие самураев высокого ранга.
Особенно известным и умелым в обращении с ним был генерал Като Киемаса,
сподвижник Тоётоми Хидэёси и активный участник японо-корейской войны
1592-1598 гг., во время которой он перебил этим оружием немало тигров. На
гравюре он красиво пригвождает зверя к земле, зажав его шею между двумя
остриями копья. Боковым острием этого оружия можно очень удобно захватить
копье противника во время сшибки или, сделав вид, что собираешься колоть
основным острием, внезапно повести оружие совсем под другим углом и
нанести удар им. При вращении копья очень сложно определить направление
удара вторым лезвием. Обычно же всадник держит это копье лезвием вниз,
чтобы им можно было выполнять подхватывающие и распарывающие
движения. Вариант копья с крюкообразным лезвием, загнутым вниз - кама яри
("копье с серповидным крюком) был менее употребителен и встречается скорее
в нескольких школах ниндзя, использовавших такое оружие в качестве боевого
багра или серпа на длинной рукоятке. Кама яри могло иметь и два крюка. Копья
с двумя боковыми остриями, направленными вверх - магари яри, несколько
походит на трезубец с сильно выступающим центральным зубом, но большой
популярностью оно не пользовалось. Катакама яри считалось более
многофункциональным оружием. Да и вообще, учитывая конструкцию
японского пластинчатого доспеха, который можно было прорубить, но очень
сложно было проткнуть, многозубцы были малофункциональны, из-за
рассредоточения силы на три острия и снижения из-за этого проникающей
способности оружия. Поэтому гораздо более известно и популярно было
дзюмондзи яри, имеющее лезвие в виде симметричного или асимметричного
креста, заточенного по всей кромке. Перекладина могла располагаться почти
горизонтально, образуя плоскую вогнутую дугу. Эта форма копья очень красива
и является очень характерным запоминающимся типом японского копья. Эти
копья наделялись сверхестественной силой, способной, например, охранить дом
от враждебного воздействия. Среди праздников японской религии синто есть
даже праздник копий - яри-мацури, в программу которого входят и
показательные выступления с этим оружием. Миниатюрные копья раздавались
в синтоистских храмах в качестве амулетов, причем человек мог взять такое
копье на год с условием вернуть два. Многие синтоистские служители хорошо
владели яри, и термин "осе" может обозначать и мастер копья, и синтоистского
священника. Против этого оружия защищался в свое время и Миямото Мусаси,
когда посетил храм Ходзоин, школа владения копьем монахов которого
существует до сих пор. В схватке с настоятелем Мусаси дважды победил его
своим коротким деревянным мечом, после чего надолго остался в монастыре,
наслаждаясь беседами с настоятелем и изучая приемы боя яри.
Встречаются и копья с наконечниками в виде букв "L" и "Т", копье с
иглообразным лезвием и множеством когтей, и копье с широким лезвием,
напоминающим древнекорейское копье-секиру, которым можно легко колоть,
рубить, цеплять противника обратным движением. Японские охотники на
медведя любили куда яри ("копье с трубкой"). Вдоль древка этого копья могла
свободно перемещаться короткая, размером сантиметров в 10, трубка с круглой
гардой для защиты руки. Одна рука, прикрытая гардой, держала копье за нее, а
вторая работала на выпускающих ударах, двигая копье взад-вперед через трубку.
Специальное копье для соревнований - сиай яри, имело на конце своеобразную
подушечку, обтянутую кожей.
    Техника боя на яри серьезно отличается от работы китайским гибким копьем.
Тычки там, конечно, тоже есть, но значительно меньше выпускающих ударов,
заводов копья за спину или хлопающих ударов оземь. Зато много широких
кругов и восьмерок, с которых наносятся горизонтальные режущие удары. Тычку
очень часто предшествует прорезающий удар на себя - два движения как бы
сливаются в одно. Копье очень часто перехватывается. Правая рука как бы
держит его за середину и вращает, а левая подхватывает то тут, то там. Вторым
концом копья, окованным железом и имеющим коническое навершие, дерутся
так же часто, как и острием, используя его то для тычковых ударов в ближнем
бою, то для отшибающих ударов по ногам противника. На тычках острием копья
стараются попасть между рук противника, если они держат меч, ибо
большинство техник работы копьем рассчитано на противника, вооруженного
мечом. Копьем можно и, поддев ногу противника, вывести его из равновесия; и
вращать его над головой за самый кончик, разгоняя толпу; и использовать его
как рычаг в ближнем бою, чтобы провести бросок противника. Кончиком копья
описываются обычно не круги и восьмерки, как в Китае, а спирали.
Семейные школы боя на копьях существовали в Японии еще в начале XX века.
Морихэй Уэсиба, создатель айкидо, прекрасно владел не только посохом,
шестом и мечом, но и копьем. Однако, в отличие от боя на шестах, мечах и
нагинатах, бой на копьях никогда не модернизировался в сторону упрощения и
оспортивления, и если бо-дзюцу или нагината-дзюцу достаточно широко
практикуют в Японии как спорт, о со-дзюцу ("искусство боя на копьях") этого
сказать нельзя, и единственный, кто развивает и достаточно широко практикует
технику боя на копьях - это нынешний патриарх школы Токакурэ-рю ниндзюцу
Массаки Хацуми.
    В Японии, как и в Китае, было известно и складное, телескопическое копье,
изготовленное из бамбуковых звеньев или металлических трубок, вставленных
одна в другую, как в удочке. В сдвинутом состоянии это было короткое копье
длиной не более, чем в руку, но в критической ситуации оно раздвигалось
сперва в копье до плеча, удобное при работе в стесненных условиях, будь то лес
или внутренние помещения дома, а затем - и в копье стандартной длины.

0

9

фотки -

0

10

ещё -

0

11

а ето правда что у самураев существует два варианта харакири и для обоих у них разное оружие?

0

12

вот об этом я хз) у профессионалов спроси) хотя по моему мнению ток один ритуал) ты представь сидишь такой и те говорят - "выбирай - большим мечом харакири или маленьким?"  :D

0


Вы здесь » Аниме форум и не только. ^^ » Всё о Японии. » Катаны, вакидзаси, оружие самураев.